Детские психологические травмы: как проработать психотравму

Психологические травмы детства возникают практически у каждого человека, но для развития некоторых людей они не имеют сильного влияния, для других же являются фактором нарушений всех сторон психики. Глубина травмы зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, частоты и длительности воздействия негативных факторов и вида травмирующего события.

Введение 

 

      Объем информации, с которой студенты медицинского вуза знакомятся в процессе обучения на различных кафедрах, возрастает с каждым годом и уже на настоящем этапе развития медицинского образования превышает возможности для запоминания. В связи с этим, в учебной программе по каждой дисциплине установлены определенные минимальные требования к уровню подготовки будущих врачей. Вместе с тем, существуют разделы медицины, полноценное углубленное знание которых является строго обязательным для выпускника медицинского ВУЗа и врача любой специальности. Один из таких разделов – медицина неотложных состояний.

    Вопросы диагностики и лечения неотложных состояний являются наиболее важным элементом подготовки врача-лечебника. В любой области практической медицины существуют состояния, требующие оказания неотложной помощи. Именно в таких ситуациях проверяются профессиональные качества, уровень знаний и умений врача. Именно такие ситуации требуют максимальной собранности и ответственности, и, к сожалению, часто вскрывают беспомощность медицинских работников перед лицом угрожающего жизни состояния.

    Практически все неотложные состояния являются междисциплинарными, так как в критической ситуации в патологический процесс вовлекаются все системы организма человека и клинические проявления бывают исключительно многообразными. Поэтому для своевременной диагностики и лечения неотложных состояний недостаточно владеть знаниями только в какой-то одной области неотложной медицины. Знания из различных специальностей, по мере их получения, встраиваются в единую систему знаний врача и позволяют из студента превратиться в полноценного квалифицированного специалиста.

    В настоящем методическом пособии  в краткой, сжатой форме даются рекомендации по тактике оказания медицинской  помощи, вопросам диагностики и лечения  неотложных состояний в психиатрии и наркологии.

Необходимость реанимации

Суть патологии состоит в том, что в организм малыша полностью прекращает поступать кислород, или поступает в слишком малых количествах. В наше время всем необходимым для устранения осложнения оснащены все клиники, и неотложная помощь при асфиксии новорожденных производится незамедлительно, врачи стараются как можно скорее восстановить дыхание маленького пациента. Если симптомы не прекращаются в ближайшее время, в крови малыша начинают скапливаться вредные вещества — результат обмена веществ. В результате происходит нарушение окислительных и восстановительных процессов, что неизбежно ведет к ацидозу, при нем ткани всех систем и органов просто прекращают усваивать кислород. Именно поэтому реанимация при асфиксии новорожденного необходима в самые короткие сроки.

Приложение N Порядок направления детей на территории Свердловской области в медицинские организации, оснащенные компьютерными и (или) магнитно-резонансными томографами

Приложение N 2к ПриказуМинистерства здравоохраненияСвердловской областиот 31 мая 2019 г. N 1085-п

________________

* в случае неисправности оборудования пациент транспортируется в ближайшую медицинскую организацию, оснащенную МРТ и (или) КТ, по направлению к г. Екатеринбургу.

Медицинская организация

Территории обслуживания

МАУЗ "ГКБ N 40" (МРТ, КТ)

город Екатеринбург, городской округ Верхняя Пышма, Березовский городской округ, Полевской городской округ, Сысертский городской округ, Арамильский городской округ, Режевской городской округ, Артемовский городской округ, Белоярский городской округ, Невьянский городской округ, Кировградский городской округ, Верхнетагильский городской округ, Верх-Нейвинский городской округ

МАУ "ДГКБ N 9" (МРТ, КТ)

ГАУЗ СО "ОДКБ" (МРТ, КТ)

ГБУЗ СО "ГБ г. Каменск-Уральский" (МРТ, КТ)

городской округ Каменск-Уральский, Каменский городской округ, Богдановичский городской округ, Камышловский городской округ

ГБУЗ СО "ГБ г. Первоуральск" (МРТ, КТ)

городской округ Первоуральск, Ачитский городской округ, Шалинский городской округ, Артинский городской округ

ГАУЗ СО "Краснотурьинская ГБ" (МРТ, КТ)

Краснотурьинский городской округ, Карпинский городской округ, Волчанский городской округ, Ивдельский городской округ

ГБУЗ СО "Ирбитская ЦГБ" (МРТ, КТ)

Ирбитский городской округ, Слободо-Туринский городской округ, Туринский городской округ, Тавдинский городской округ, Тугулымский городской округ, Байкаловский городской округ, Талицкий городской округ, Пышминский городской округ

ГБУЗ СО "Демидовская ГБ" (МРТ, КТ)

городской округ Нижний Тагил, Нижнетуринский городской округ, Верхнесалдинский городской округ, Нижнесалдинский городской округ, городской округ Кушва, Красноуральский городской округ, городской округ Верхняя Тура, Горноуральский городской округ, Качканарский городской округ

ГБУЗ СО "ГБ N 1 г. Нижний Тагил" (КТ)

ГБУЗ СО "ГБ N 4 г. Нижний Тагил" (КТ)

ГБУЗ СО "Алапаевская ГБ" (КТ)

город Алапаевск, Алапаевский район

ГАУЗ СО "ГБ город Асбест" (КТ)

город Асбест, Сухоложский городской округ, Малышевский городской округ, Рефтинский городской округ

ГАУЗ СО "Верхнепышминская ЦГБ им. П.Д. Бородина" (КТ)

городской округ Верхняя Пышма

ГБУЗ СО "Ревдинская ГБ" (КТ)

Ревдинский городской округ, Нижнесергинский городской округ, Бисертский городской округ, Дегтярский городской округ

ГБУЗ СО "Красноуфимская РБ" (КТ)

Красноуфимский городской округ

ГБУЗ СО "Североуральская ЦГБ" (КТ)

Североуральский городской округ

ГБУЗ СО "Серовская ГБ" (КТ)

Серовский городской округ, Новолялинский городской округ, Верхотурский городской округ

Как возникает психическая травма?

Мозг человека содержит очень древние структуры, которые Питер Левин называет «мозгом рептилий» (ящериц, крокодилов и других пресмыкающихся). Это такие структуры, которые в процессе эволюции появились у всех плавающих, летающих и ползающих позвоночных тварей.

Мозг такого уровня способен выдать мгновенную реакцию, которая защищает организм от опасностей, угрожающих жизни животного. В дикой природе опасности встречаются на каждом шагу, и животные благополучно спасаются – реагируют на них бегством, для чего весь организм мобилизуется.

У людей мозг устроен гораздо сложнее, он содержит, кроме древних структур, относительно новые, благодаря которым возможны речь и решение сложных творческих задач. Однако, поразительным образом мгновенные простейшие реакции, присущие животным в угрожающей ситуации, у человека могут не сформироваться. Поэтому, если животные мгновенно реагируют на опасность, то человек – не всегда. Будет ли он травмирован при встрече с угрозой – в огромной степени зависит от индивидуальной способности человека реагировать в этих ситуациях.

Когда животное (будь то лев, собака, косуля, лошадь, птица или ящерица) сталкивается с опасностью, его мозг тут же вырабатывает необычайное количество энергии – сродни выбросу адреналина. Это, в свою очередь, вызывает быстрое сердцебиение и другие телесные изменения – чтобы организм смог защитить себя. Так он полностью мобилизуется на борьбу с угрожающими его жизни обстоятельствами.

Неизрасходованная энергия просто так, сама собой не исчезает: на ее основе формируется травматическая реакция. Таким образом, чем меньше энергетических ресурсов израсходовано в опасной ситуации, тем больше их остается и тем более вероятно, что в будущем разовьются травматические симптомы. Такова теория Питера Левина. А вот блестящая иллюстрация из нашей жизни.

Как родители могут помочь ребенку

Главное, чем родители могут помочь ребенку при наличии у него психологической травмы – изменить стратегию своих воспитательных воздействий на более доброжелательную. Для этого необходимо самим прийти к достаточно высокому уровню психолого-педагогических знаний. Главная задача – создать для малыша комфортную обстановку, в которой он сможет полноценно развиваться и социализироваться, не испытывая тревогу и страх.

Как родители могут помочь ребенку

Для уверенности в правильности своих действий, а также для более специализированной помощи в том, как преодолеть детскую психологическую травму, необходимо обратиться к психологу или психотерапевту.

Первая психологическая помощь детям

Если ребёнок перенес стресс, он нуждается в психологической помощи. В подобной ситуации специалисты рекомендуют действовать следующим образом:

  1. Малышу нужно дать понять, что вам близки его чувства и другие дети тоже с этим сталкиваются.
  2. Постарайтесь создать условия, чтобы малыш чувствовал себя защищенным (обнимите его, поговорите и поиграйте с ним).
  3. Займитесь совместным рассмотрением позитивных снимков, на которых вы сняты вместе — счастливые и улыбающиеся. Это поможет ослабление неприятных воспоминаний.
  4. Постарайтесь свести разговор о происшедшем с передачи подробностей на ощущения.
  5. Попробуйте вместе с ребенком построить планы с определением конкретных целей и сроков на выполнение.
  6. Расскажите малышу, что ощущение беспомощность, страха, гнева – это вполне естественно.
  7. Займитесь повышением его самооценки (старайтесь чаще хвалить его за добрые дела).
  8. Побуждайте его к играм в песке, воде. Главное, чтобы малыш вынес собственные тревоги в образы.
  9. Не позволяйте становиться малышу диктатором. Не стоит выполнять все его капризы из сочувствия.