Как защитить ребенка от ухудшения зрения

И только по достижении указанного возраста их зрение становится идентично зрению взрослых.

Как сохранить зрение ребенка?

Конечно, предотвратить все глазные заболевания невозможно, но можно ограничить факторы риска. Кроме того, пока детская зрительная система полностью не сформирована, она лучше реагирует на лечение. Многие проблемы легко устранить, если вовремя их обнаружить и начать действовать. Причем не всегда требуется сложная операция, часто достаточно специального аппаратного лечения и некоторых изменений образа жизни. На что обратить внимание родителям, если они хотят уберечь ребенка от глазных заболеваний и резкого ухудшения зрения? Офтальмологи нашей клиники дают рекомендации:

  • Следите, чтобы в рационе присутствовали овощи, фрукты, молочные продукты.
  • Защищайте глаза детей от ультрафиолета.
  • Держите бытовую химию, спреи и лекарства в недоступных для детей местах — это уменьшит риск химических ожогов.
  • Если ваш ребенок занимается спортом, будь то плавание или хоккей, позаботьтесь о защите для глаз.
  • Ограничивайте время, которое ребенок проводит за компьютером или гаджетами. Покажите ему интересные игры, которые заменят ему монитор.
  • Приучите детей делать зарядку для глаз. Пусть это станет для них своеобразной игрой.
  • Если у ребенка уже есть нарушения рефракции, которые можно исправить с помощью оптической коррекции, объясните, что носить очки не стыдно.
  • Регулярно показывайте ребенка офтальмологу, который в ходе простого осмотра выявит первые изменения рефракции и глазные патологии.

Помните, что дети редко жалуются на плохое зрение. Зачастую они не понимают, что стали хуже видеть. Появляются проблемы с вниманием, успеваемостью, детям сложно отслеживать движение предметов, они пропускают буквы и даже слова во время чтения, отказываются от активных игр или работы с мелкими деталями. Не стоит списывать все это на лень и неусидчивость — возможно, у ребенка просто плохое зрение, и ему нужна помощь.

Мир глазами малыша

Когда начинают видеть и слышать новорожденные дети, должны знать все мамы. Во время нахождения в роддоме врачи проверяют зрение у грудничка. Специальными приспособлениями у малыша определяют реакцию зрачка на яркий свет. Новорожденный не способен видеть этот огромный для него мир в ярких красках. В первый месяц своей жизни он видит всё в расплывчатых цветах и способен различить только светлое и тёмное.

Крохе порой бывает тяжело открыть глазки, ведь рождение — это большой стресс для его организма. Яркие краски и свет для него непривычны и только постепенно он обретёт хорошее зрение. Это всё должна учитывать мать и не волноваться по поводу того, когда новорожденный начинает видеть нормально. В первый месяц своей жизни маленький человечек смотрит на этот мир особенно:

  • он не может осознанно задержать взгляд на чём-либо более 5 секунд;
  • грудничкам не под силу смотреть сразу двумя глазами, поэтому они часто косят, что является вполне нормальным;
  • только к концу первого месяца новорожденный начинает задерживать взгляд на предметах яркого цвета, в этот период рекомендуется подвешивать прикроватные погремушки на расстоянии 30 см.

«Нет ничего интереснее, чем наблюдать за малышом. Ему необходима помощь взрослых, зрение его нужно развивать и делать это следует правильно.»

Фиксация взгляда

Разобравшись с тем, что ребенок в возрасте менее трёх месяцев не интересуется цветными игрушками и картинками, следует разобраться с причиной такого положения.

Ещё со второй недели после рождения малыша у него развивается фиксация взора – это способность к задержке взгляда на определённом предмете.

В возрасте до 3 месяцев у детей эта фиксация развита слабо, поэтому он не может длительное время смотреть на один и тот же предмет, а неспособность различать цвета не вызывает интереса и в рассматривании какого-то предмета.

Фиксация взгляда

Многие родители подобное состояние малыша расценивают как патологию, считая, что у ребенка кажущееся косоглазие – движения глаз раскоординированы. Но в большинстве случаев такую ситуацию нельзя назвать патологией, поскольку это обычное состояние при наличии функциональной незрелости зрительного анализатора.

В возрасте трёх месяцев происходит развитие бинокулярной фиксации взора – ребенок в состоянии более длительное время фиксировать взгляд на объекте, при этом фиксация осуществляется двумя глазами.

С этого возраста ребенок уже узнает собственную мать, а затем и других родственников, своё узнавание близких малыш подтверждает улыбкой и общей двигательной активностью.

Рассчитывать на БАДы и гимнастику для глаз

БАДы с черникой, таблетки с лютеином, морковка, очки в дырочку, гимнастика для глаз — всё это бесполезные средства, которые не оказывают никакого действия на зрительную систему.

Читайте также:  Иридоциклит: что это такое и как лечить

Например, глазная патология ребёнку передалась по наследству. Так же, например, передаётся по наследству и сахарный диабет. Но люди ведь не лечат диабет БАДами и гимнастикой. Так почему же глаза, наш основной орган восприятия мира, должен страдать от шарлатанских способов «лечения»?

Если ваш ребёнок столкнулся с близорукостью, то нужно точно понимать последовательность действий. Сначала вам вместе с врачом близорукость нужно остановить, потом постараться её скорректировать. Современная офтальмология может это сделать с помощью аппаратного, медикаментозного лечения и лазерной коррекции зрения.

Резко ухудшилось зрение у ребенка

Стремительное ухудшение зрения ребенка в течение небольшого промежутка времени является явным и неприятным симптомом прогрессирующей близорукости.

Какой критерий определяет «резкое» ухудшение?  Офтальмологи говорят, что негативным динамическим прогрессированием миопии считается снижение остроты зрения на одну диоптрию в год. Этот неутешительный процесс требуется остановить. Для чего проводится тщательная диагностика и комплексное лечение зрительной системы ребенка.

Причины прогрессирующей миопии

Специалисты выделяют три основные причины ухудшения зрения у ребенка:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Внешние факторы;
  • Психологические факторы.

Первая причина не может быть устранена. Она, как правило, не является фактором резкого ухудшения зрения.

Внешние факторы различны:

  • Постоянные нагрузки на зрительную систему. Они начинаются в период перед школой, когда ребенка учат читать и писать. Еще большая нагрузка возникает в школьные годы. Как правило, дети занимаются в школе, посещают различные дополнительные занятия, проводя много времени за тетрадями и книгами. Т.е. взгляд фокусируется на объектах, которые расположены близко от глаз. Дополнительным напряжением для глазной мышцы является постоянное использование современных гаджетов. Запретить ими пользоваться невозможно, т.к. они являются важным источником информации и средством общения;
  • Недостаточное освещение. Следует создать для ребенка комфортное рабочее место и за письменным столом, и за компьютером;
  • Неправильная осанка, болезни позвоночника напрямую не связаны с заболеваниями зрительной системы. Но они могут спровоцировать зрительные недуги. Если ребенок сутулится, то нарушается кровообращение во всем организме, в том числе, в головном мозге. За счет этого может быть нарушена проводимость нервных волокон, по которым осуществляется обмен информацией между зрительными органами и зоной головного мозга, отвечающей за их работу;
  • Гиподинамия. Дети в современных условиях мало двигаются, отдавая предпочтение компьютерным играм, а не играм во дворе, на свежем воздухе. Уроков физкультуры в школе недостаточно. Занятия спортом предоставляют возможность насыщать различные органы ребенка, в том числе и зрительные, кислородом;
  • Недостаток витаминов в рационе ребенка. Многие дети отдают предпочтение фаст-фуду, бутербродам, чипсам и другой пище, которая принесет больше вреда, чем пользы. Следует организовать режим дня ребенку так, чтобы он получал полноценное питание, богатое нужными витаминами и микроэлементами. 

Причиной ухудшения зрения может быть психологический дискомфорт. В соответствие с психоматикой нарушения в каких-либо органах связано с негативными психологическими состояниями человека.

Если в доме постоянно присутствует негатив – крики, ссоры, ругань, то ребенок страдает, ему больно это видеть, а повлиять на ситуацию он не может. Его глаза, в качестве психологической защиты, ослабевают. Близорукость помогает ребенку справляться с болью.

Резко ухудшилось зрение у ребенка

Или может существовать противоположный вариант. Ребенок до школы или детского сада растёт в прекрасной семье, дружеской атмосфере, где все любят, уважают и поддерживают друг друга. Затем он попадает в коллектив, где совсем другие отношения и условия.

Его уже просто ни за что никто не любит, приходиться соблюдать определенные условия, чтобы быть в хороших отношениях с товарищами, воспитателями и учителями. Мириться с таким положением ребенку трудно.

У него развивается близорукость, благодаря которой он хорошо видит только тех, кто рядом, отгораживаясь от несправедливости, царящей вне семьи.

Стрессовый фактор также является одной из причин развития близорукости. Пережив какую-то психологическую травму, ребенок отгораживается от внешнего мира, стараясь его не видеть – развивается близорукость.

Вывод

При резком падении зрения у ребенка следует немедленно обратиться к детскому офтальмологу. Современные средства диагностики позволяют достоверно установить причину таких нарушений в организме ребенка и принять соответствующие меры.

Не всегда имеется возможность восстановить зрение, но стоит приложить все усилия, чтобы болезнь не прогрессировала.

Рекомендации для родителей, которые хотят сохранить зрение своих детей:

  • При все более возрастающих нагрузках на зрительную систему ребенка следует приучить его делать перерывы в занятиях, давая отдых глазам;
  • Регламентировать время, которое ребенок проводит с электронными устройствами – компьютером, планшетом, игровыми приставками и пр.;
  • Создать для ребенка комфортное, грамотно освещенное рабочее место;
  • Следить за правильной осанкой;
  • Создавать условия для занятий физическими упражнениями (оптимальный вариант – спортивный уголок в доме или квартире);
  • Организовать режим дня ребенка таким образом, чтобы он каждый день бывал на свежем воздухе;
  • Следить за правильным питанием ребенка – в его рационе должно быть достаточно продуктов, содержащих нужные витамины и микроэлементы.
Читайте также:  «КСАЛАТАН» (глазные капли): инструкция, цена, отзывы

Изменение зрения по месяцам

По мере роста ребёнка развиваются зрительные навыки, в головном мозге формируется связь полученных изображений с тактильными ощущениями.

Совершенствование зрения по мере роста:

Изменение зрения по месяцам
  1. К 4-5 неделе грудничок задерживает взгляд на ярких предметах, находящихся на расстоянии 40-50 см.
  2. В 6 недель кроха начинает воспринимать объёмные изображения. Постепенно новорождённый осваивает близлежащее пространство, видит грудь матери.
  3. В 3 месяца начинает фиксация взглядом движущихся игрушек. В это время активно развивается цветовой скрининг аппарата сетчатки.
  4. В 4 месяца грудничок начинает узнавать лица родителей. В этот период ребёнок может делать ошибки в определении объёмности предметов — пытаться схватить солнечные блики и движущиеся тени.
  5. В 6 месяцев у ребёнка формируется стереоскопическое зрение. Глаза способны сфокусироваться на предмете.
  6. В 7-10 месяцев малыш начинает распознавать геометрические формы, различать мелкие детали.

Даже по достижении двухлетнего возраста малыши имеют только 50% остроты зрения, по сравнению со взрослым человеком.

Возраст – один год

Ребенок координирует движения глаз с движением тела, учится оценивать расстояние (бросает игрушки, ползает и пытается ходить). Хорошо различает цвета (хоть и не сообщает об этом вслух) и форму предметов. Острота зрения годовалого малыша вполовину меньше, чем у взрослого, а психика еще очень уязвима, поэтому с мультфильмами лучше подождать, а телевизор в комнате, где находится ребенок, должен быть выключен. Годовалый ребенок хорошо различает рисунки, поэтому можно начинать знакомиться с детскими книжками.

Только в 6-7 лет острота зрения достигает «взрослой» нормы, и ребенок видит десятую строчку таблицы проверки зрения. Пора в школу!

Только что родившийся ребёнок полуслепой, он способен видеть очертания предметов. Для новорожденных характерна дальнозоркость. То есть они отдалённые предметы видят лучше, чем приближённые (зрение у них может быть до +7,0 диоптрий). К шести месяцем они начинают лучше видеть, но максимального значения острота зрения достигает только к 4 годам.

Для новорождённого характерна умеренная светофобия — на свету он начинает щуриться, зрачок сужается. Поэтому оценку зрительного анализатора проверяют особым способом.

На очень сильный свет новорожденный реагирует беспокойством и громким криком. У недоношенных детей при этом наблюдается смыкание век и запрокидывание головы – рефлекс Пейпера. Отсутствие адекватной реакции свидетельствует о патологии зрительного анализатора

На что любит смотреть ребёнок

Когда малыш только появляется на свет, он ещё всё видит размыто, беспокойно реагирует на яркий свет, а глаза у него практически постоянно закрыты.

Проведя ряд экспериментов, психологи установили, на какие объекты предпочитают смотреть новорожденные:

  1. Контрастные картинки. Когда показывают малышу изображение чёрной полосы на белом фоне, он начинает фокусировать взгляд сразу на чёрном цвете, не блуждая взглядом по целой картине. Если показать малышу на одинаковом расстоянии два рисунка, один с яркими или чёрными линиями, а другой серый, то новорожденный с интересом будет рассматривать первую картину.
  2. Сложные, структурированные изображения. Например, шахматная доска, изогнутые или округлые изображения.
  3. Движущиеся предметы. Новорожденный цепляется взглядом за движущийся объект и долго с интересом рассматривает его.
  4. Новые объекты. Если ребёнку долго показывать один и то же предмет малыш перестаёт обращать на него внимание. Когда новый объект он будет пристально изучать.
  5. Яркие цвета. Первый цвет, который начинает различать новорожденный – красный. Именно к игрушкам, вещам такой окраски малыш уделяет больше внимания.
  6. Родители. Особое значение ребёнок уделяет мимике своих родных. На 3 недели жизни новорожденный отличает свою мать от других людей.

Для малыша огромное значение имеет общение с матерью, которое происходит на зрительном уровне. На третьей недели, когда младенец начинает улыбаться, его первая улыбка сопровождается взглядом, и явно адресована взрослому.

Для новорожденных, чтобы стимулировать их развитие надо выбирать красочные, яркие игрушки, такие чтобы они могли двигаться. Примером служат подвесные игрушки, выполненные в контрастном свете. Изначально новорожденный просто фиксирует на них взгляд, затем, старается сам их зацепить ручкой или ножкой, чтобы они начали двигаться. А если они ещё при этом начинают звучать, то малыш сравнительно долго играет с ними.

Интересный факт! К. Гарвей изучила стереотипные игры взрослых и новорожденных и заметила, что младенец в них выступает активным партнёром. Он управляет поведением взрослого, взглядом побуждая смотреть в нужную ему сторону.

Мышечные патологии

Зрение зависит от цилиарной и глазодвигательных мышц. Расстройство их работы также ухудшает видение. Весь спектр движений глазного яблока обеспечивают всего шесть мышц. Они стимулируются 6, 4 и 3 парами нервов черепно-мозговой области.

Цилиарная мышца

Читайте также:  Глазные капли от катаракты: многообразие средств

Цилиарная мышца помогает искривляться хрусталику, участвует в оттоке внутриглазной жидкости и стимулирует кровоснабжение некоторых отделов глаза. Нарушают работу мышцы сосудистый спазм в вертебро-базилярном бассейне мозга (например, синдром позвоночной артерии при остеохондрозе), гипоталамический синдром, сколиоз позвоночника и прочие причины расстройства мозгового кровотока. Причиной может стать и черепно-мозговая травма. Это ведет первично к спазму аккомодации, а затем к развитию близорукости. В отдельных работах отечественных офтальмологов выявлена зависимость между травмами шейного отдела плодов в родах и развитием у малышей ранних форм приобретенной близорукости.

Глазодвигательные нервы и мышцы, отвечающие за движение глаз

Глазодвигательные нервы регулируют не только мышцы, управляющие глазным яблоком, но и мускулы, сужающие и расширяющие зрачок, а также мышцу, поднимающую верхнее веко. Чаще всего нерв страдает от микроинфаркта вследствие гипертензии, диабета. Повреждение всех волокон нерва ведет за собой следующие симптомы ухудшения зрения: расходящееся косоглазие, двоение в глазах, опускание века, расширение зрачка без реакции не свет, плохое зрение вблизи из-за паралича аккомодации, ограничение движений глаза внутрь, вверх и вниз. Нередко при инсультах поражение нерва входит в программу патологических синдромов (Вебера, Клода, Бенедикта).

Повреждения отводящего нерва

Повреждения отводящего нерва (которые могут вызвать менингиома, аневризма внутренней сонной артерии, рак носоглотки, гипофизарная опухоль, травмы головы, внутричерепная гипертензия, осложненный отит, опухоли ЦНС, рассеянный склероз, инсульт, сосудистые инфаркты по ходу нерва на фоне артериальной гипертензии или сахарного диабета) мешают двигать глаз в сторону. Пациента мучает горизонтальное двоение в глазах, усиливающееся при взгляде в пораженную сторону. У детей врожденные поражения отводящего нерва входят в программу синдромов Мебиуса и Дуэйна.

Когда поражается блоковый нерв, появляется двоение в вертикальной или косой плоскости. Оно усиливается, если глядеть вниз. Голова нередко принимает вынужденную позицию (поворот и наклон в здоровую сторону). Наиболее частые причины повреждения нерва – черепно-мозговые травмы, микроинфаркт нерва, миастения.

На что любят смотреть новорождённые

Родители должны активно содействовать совершенствованию зрительных функций у ребёнка. Комната, где находится детская кроватка должна быть хорошо освещена. Кроватку устанавливают так, чтобы малыш мог видеть окружающие предметы со всех сторон.

На что любят смотреть новорождённые

Нужно понимать, что первое время глаз ребёнка воспринимает только чёрно-белые изображения, цветовое восприятие предметов формируется к 3 месяцам. Красный и жёлтый цвета кроха начинает распознавать в первую очередь, синий и зелёный — значительно позднее. Это следует учитывать при выборе развивающих игрушек.

Как привлечь внимание, как тренировать и развивать зрение

На что любят смотреть новорождённые

Когда малыш достигнет возраста 4 недель в кроватку вешают погремушки. Расстояние до глаз грудничка должно составлять 40 см. До трёх месяцев тренировку зрения проводят с помощью чёрно-белых картинок: прикрепляют изображения к стенкам кроватки, детскому мобилю. Контрастные изображения перемещают в разные стороны, добиваясь фиксации взгляда.

Детям старше 3 месяцев пищащие игрушки заменяют бесшумными, цветными. Ребёнок должен брать их в руки, соединяя в головном мозге цепочки тактильных ощущений с изображением.

На что любят смотреть новорождённые

После полугода детям следует предоставлять свободу передвижения. Стереоскопическое зрение значительно быстрее формируется у активно двигающихся малышей. Ежедневные прогулки исключительно важны: ребёнок постепенно познаёт мир за пределами дома, ультрафиолет благотворно влияет на развитие зрительных органов.

Формирование слуха и зрения до рождения

Многие люди ошибочно спрашивают, во сколько месяцев жизни начинают видеть слышать новорожденные дети. В ходе проведения клинических исследовании врачи смогли выяснить, что органы чувств активизируются на 17 неделе беременности. В конце 6 месяца эмбрионального развития глаза успевают сформироваться полностью и пытаются передавать визуальную информацию в затылочную часть мозга. В это время зачатки ушей улавливают вибрации, слуховые косточки трансформируют их в нервные импульсы.

Эмбриогенез слухового аппарата начинается на 5 неделе развития плода с образования внутреннего уха. Через 10-12 суток данный процесс заканчивается, и клетки переключаются на создание слухового прохода. В 6 месяцев начинает развиваться ушная раковина, но хрящевая ткань остается мягкой до 36 недели беременности. Слуховой лабиринт полностью формируется с 16 до 18 недели. Стремечко, наковальня и молоточек – специальные косточки для превращения вибрации в нервные импульсы остаются мягкими до 8-8,5 месяца.

Формирование слуха и зрения до рождения

На 17 неделе ухо эмбриона способно слышать перистальтику кишечника, пульс и сердцебиение матери. При этом кора головного мозга остается несформированной, поэтому будущий ребенок не осознает и не анализирует полученную звуковую информацию. Реагировать на звуки, проходящие через брюшную полость и околоплодные воды, эмбрион начинает в конце II триместра беременности.

Зрительные бугры формируются со 2 недели внутриутробного развития. В первый месяц эмбриогенеза клетки создают хрусталик. Глаз покрывается склерой и веками к 18 неделе. Центр зрения в головном мозге развивается к началу III триместра, поэтому плод начинает реагировать на свет, различает время суток.