Раздел 3 основные методы обследования в стоматологии детского возраста

Важно, чтобы в процессе осмотра были обнаружены все изме­нения тканей зуба. С этой целью рекомендуется выработать опре­деленную систему осмотра. Например, осмотр всегда следует про­изводить справа налево, начиная с зубов нижней челюсти (моля­ров), а затем слева направо осматривать зубы верхней челюсти.

govorun – Фонетическое нарушение речи (ФНР)

Это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.

Такие расстройства могут проявляться:

  • в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета
  • в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).

Чаще всего нарушаются:

  1. свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц
  2. шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ
  3. сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)
  4. заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)

Ребенок с фонетическим нарушением речи зачастую не может произносить лишь одну группу звуков, например, только шипящие или только заднеязычные.

Подобное нарушение звукопроизношения называется простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие.

Такое нарушение звукопроизношения называется сложное (диффузное), или полиморфное.

Такие дети с фонетическим нарушением речи испытывают затруднения в чтении и допускают грубые ошибки в письме (пропускают буквы, заменяют их на другие), что является причиной их неуспеваемости уже в детских садах, а затем и в школе.

Читайте также:  Исправление прикуса хирургическим путем: показания

Причины фонетического нарушения речи

Причинами фонетического нарушения речи считается:

  • Недостаточная сформированность артикуляционной моторики;
  • Нарушения артикуляционной моторики. Сюда входит:
    • Парез тройничного нерва;
    • Парез лицевого нерва;
    • Парез подъязычного нерва.
  • Расстройства нейродинамики:
    • Недостаточная дифференцировка возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга;
    • Недостаточная сформированность межанализаторных связей.

Так, например, из-за пареза подъязычного нерва движения кончика языка не дифференцированы, язык выходит за пределы рта.

govorun – Фонетическое нарушение речи (ФНР)

При наличии таких дефектов как фонетическое нарушение речи, ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, в особенности языком, в результате чего звук искажается.

Симптомы фонетического нарушения речи

Симптомами, указывающими на фонетическое нарушение речи, являются:

  • Слитное произношение двух или нескольких звуков, а также неверное их применение в словах;
  • Употребление в образовании слов звуков, более легких для произношения ребенком;
  • Замена сложных для произношения звуков более простыми;
  • Плохое понимание смысла и значения разных звуков и беспорядочное их использование в различных словах;
  • Ребенок испытывает трудности при самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком, в выделении первого гласного, согласного звука (называют или первый слог, или все слово);
  • Словарный запас ребенка не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки.

Коррекция фонетического нарушения речи

Для коррекции фонетических нарушений звукопроизношения необходимо проводить следующее:

  • Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
  • Вырабатывание звукопроизношения;
  • Развитие артикуляционного аппарата;
  • Развитие мелкой и общей моторики; развитие тактильных ощущений посредством дермалексии;
  • Формирование навыков дифференциации звуков;
  • Развитие лексики, грамматического строя и связной речи;
  • Обучение послоговому чтению;
  • Развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания);
  • Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

Логопедическое воздействие при фонетическом расстройстве речи должно быть сконцентрировано на сознательный анализ состава речи ребенка и развитие понимания обращенной речи.

Читайте также:  Генерализованный пародонтит: виды, причины, симптомы и лечение

Изучается речевое окружение ребенка, объем обращенной к нему речи, социальные условия жизни. Главные принципы логопедической работы — это систематичность и последовательность.

Основными задачами этой работы являются появление интереса к окружающим звукам, развитие желания воспринимать их и подражать им, дифференцировать речевые и неречевые звуки.

Дети с фонетическими нарушениями речи требуют длительного, постоянного, систематического логопедического воздействия.

Родителям важно помнить, что все дефекты звукопроизношения важно ликвидировать еще в дошкольном возрасте, иначе потом они превратятся в непоправимый для корректировки дефект. Кроме того, в дошкольный период речь ребенка развивается особо интенсивно, а главное — она наиболее податлива для исправления.

%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%B0-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9/%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8/

Депульпирование зубов – особенности процедуры

При удалении пульпы может возникать резкая боль

, по причине, что в ней собраны нервные окончания зуба. Хотя благодаря современным средствам анестезии вся процедура проходит практически безболезненно. При этом в некоторых случаях могут использоваться адреналин содержащие препараты.

После укола анестезии стоматологом выполняется удаление пульпы при помощи современной бормашины. При этом весь процесс сопровождается чисткой корневых каналов, в которых расположены нервные окончания с дальнейшей их дезинфекцией.

После того как нерв будет удалён, производят его пломбировку. При этом очень важно чтобы в процессе пломбировки не образовывались пузырьки воздуха в зубной полости. В противном случае может появляться боль в процессе употребления пищи или смене температуры.

Многими стоматологами для подстраховки практикуется установка временной пломбы

после депульпации зуба. Если через 2–3 дня зубная боль не проявится, то ставят постоянную пломбу. При этом перед установкой нормальной пломбы опытный стоматолог проверяет качество закупорки нервных каналов по рентгеновскому снимку.

Когда обращаться к стоматологу-ортодонту

Ребенок должен узнать, кто такой стоматолог-ортодонт, еще до 7 лет. В этом возрасте еще только формируется постоянный прикус передних резцов, поэтому можно сравнительно безболезненно купировать некоторые проблемы. Большинство памяток для родителей содержит следующие рекомендации по посещению врача:

  • ребенку исполнился год, и у родителей есть вопросы. Чем занимается ортодонт, когда у малыша еще нет зубов? Он осматривает, правильно ли смыкаются губы и те зубки, что уже успели прорезаться;
  • ребенку 3 года. Визит желателен, т. к. в младшем возрасте можно выявить предпосылки к некорректному развитию зубов и челюстей. Поэтому во время такого приема стоматолог-ортодонт всегда расспрашивает родителей о том, есть ли у малыша вредные привычки, например, сосание пустышки, пальца, языка;
  • у ребенка появились трудности при глотании, жевании, не формируется речь;
  • вы видите, что у ребенка имеются изменения в положении зубов или их смыкании.

Зная, чем занимается ортодонт, можно заранее посетить специалиста, чтобы предупредить проблемы в развитии зубного ряда и избежать их ухудшения.

Перекрестный прикус

Может проявляться как у детей, так и у взрослых. Представляет собой горизонтальное пересечение зубных рядов или челюстей.

Сильно выражено визуально, что приносит моральный дискомфорт. Возникает при несоответствии развития боковых отделов челюстей. Бывают как односторонними, так и двусторонними.

Трансверзальные аномалии прикуса (перекрестные) подразделяются на лингвальные, палатинальные и буккальные.

  1. Лингвальный прикус характеризуется смещением челюсти в сторону языка.
  2. Палатинальный – челюсть смещена в сторону неба.
  3. Буккальный – смещение наблюдается в сторону щеки.

Данная аномалия возникает по ряду причин. Среди основных стоит отметить: травматические факторы, отсутствие зубов в зубном ряде, патологии височно-нижнечелюстного сустава, нарушение процесса прорезывания зубов.

К наиболее частым жалобам при перекрестном прикусе относятся:

  • эстетический дефект;
  • проблемы с пережевыванием пищи;
  • нечеткость речи;
  • частое травмирование десен.